Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Последние новости


15.05.2017. Проведение Чемпионата Беларуси по дрифтингу

Далее>>

Открытие авиарейсов в Болгарию и Турцию

Далее >>

admin@avia.of.by

История аэропорта г. Могилева

1946 год

На южной окраине г.Могилева вблизи д. Луполово на грунтовом военном аэродроме приземлилось звено из трех самолетов ПО-2 105-го Гомельского авиаотряда. Это были первые гражданские авиаторы в Могилеве - люди, прошедшие войну - летчики И.Н. Губаревич, В.В. Гудков, А.Н. Коннов и ме­ханики Ф.П. Володько, Г.В. Ма­каров, Т.Н. Федюкина. Помещением для размещения специалистов звена, так называемым «офисом», была обычная цистерна, в которой было вырезано отверстие для двери, выполнен настил в качестве пола, а вместо стола и табуреток длительное время использовались деревянные ящики. Начались вы­полняться первые послевоенные по­леты в белорусском небе – почтовые перевозки и полеты по санитарным заданиям.

В1952 году в Белорусское управление ГВФ направляется 7 пилотов, первых выпускников Бугурусланского училища пилотов ГВФ. Среди этой семерки был Стрелковский Антон Юлианович, который посвятил всю жизнь Могилевскому авиапредприятию. Несколько позже приходят молодые пилоты В.В. Дубинин, А.С. Дроздов, И.Д. Меш­ков, И.Н. Демьянков. Постепенно увеличивается самолетно-моторный парк.

1954 год

Военная авиация покидает аэродром и оставляет в наследство несколько домиков, куда перебираются специалисты авиационного звена. На аэродром переводится авиаметеостанция из д.Тумановка Могилевского района (с ноября 1949 года там был аэроклуб). Из приборов имелись психрометрическая будка для определения температуры и влажности воздуха, флюгер для наблюдений за направлением и скоростью ветра и теодолит для шаропилотных наблюдений, благодаря которым определялась высота нижней границы облаков, а также направление и скорость ветра на высотах. Первым начальником АМСГ был И. П. Булончик.

 

1955-1956 годы

После укруп­нения областей Белоруссии, в Могилеве на базе авиационного звена создается авиационная эскадрилья самолетов ПО-2, командиром которой назначается Константин Петрович Солодовников.

 

1957 год

Неутомимые труженики военных и мирных небесных маршрутов - старенькие самолеты ПО-2 уступают дорогу в небо, по тем вре­менам новой технике -  самолетам ЯК-12. К ранее выполняемым видам работ добавляются работы по оказанию помощи сельскому хозяйству – авиационно-химические работы.

 

1961 год

Поступает в эксплуатацию первый самолет АН-2. Начинается выполнение первых пассажирских и грузовых перевозок внутри области. Учитывая состояние автомобильных дорог того времени АН-2 был практически незаменимым видом транспорта, местное население удаленных районов области всегда с большой радостью встречало и провожало каждый прилет и вылет этого небесного труженика. Строится здание аэропорта (в настоящее время в этом здании находится СШ №5 г.Могилева). В 1962 году АМСГ аэропорта присваивается 2 разряд.

 

1965 год

Авиаэскадрилья получает статус самостоятельного авиапредприятия - 63-я отдельная объединен­ная авиаэскадрилья, которая уже выходит из подчинения Гомельского авиотряда и напрямую подчиняется Белорусскому управлению. До 1969 года руководит этой эскад­рильей опытный руково­дитель, грамотный летчик К.П. Со­лодовников.

Все больше и больше поступает самолетов ЯК-12 и АН-2. Увеличивается регулярность и география пассажирских рейсов АН-2. Авиационными маршрутами с городом Могилевом связаны районные центры Горки, Кричев, Климовичи, Костюковичи, Хотимск, Бобруйск в которых построены свои аэропорты местных воздушных линий.

Начинает­ся выполнение регулярных пассажирских и грузовых полетов на самолете ИЛ-14 по маршруту Минск – Могилев – Москва, а несколько позже по маршруту Москва – Бобруйск.

 

1969 год

Начинаются регу­лярные пассажирские перевозки по маршруту Минск – Могилев – Москва на более современном самолете АН-24. Растет парк самолетов АН-2, которые сменяют ЯК-12.

Командиром объединенной эска­дрильи назначается Г.В. Дагель.

 

1971 год

В связи с разрастанием города и строительством завода союз­ного значения "Химволокно" (строительство начато в 1967 год) на­зрела необходимость выноса аэропорта за городскую черту. Было найдено подходящее для аэродрома поле в 17км от Могилева и в 3км от Минской трассы М-4 возле д.Лубнище – в годы войны использовалось как аэродром «подскока». Здесь был построен весь комплекс зданий и сооружений: здание аэропорта, взлет­но-посадочная полоса, технические сооружения для обслуживания са­молетов, АМСГ и автобаза.

 

1972-1987 годы

В 1972  году 63-я ООАЭ перебазируется на новое место, нынешний аэродром. Полеты не прекращаются. Начато строительст­во стоянок для воздушных судов, общежитий для молодых специалистов,  здания для размещения летного отряда и др.

Руководство Бе­лорусского управления граждан­ской авиации принимает решение о базировании в аэропорту Могилев новой реактивной техники - само­летов ЯК-40 и в июне 1972 года на аэродроме приземляется первый са­молет ЯК-40. На базе 63 ООАЭ образован Могилевский объединенный авиаотряд (ОАО) под командованием Г.В. Дагеля, а в1974 году на должность командира отряда назначен Л.Е. Быков. Создана служба движения гражданской авиации.

В 1977 году построено новое здание АТБ, отвечающее всем современным требованиям. Созданная к этому время авиационно-техническая база для обслужи­вания самолетов ЯК-40 и АН-2 по оснащенности и производственным возможностям относилась к 3-й группе и входила в десятку лучших в гражданской авиации СССР. В АТБ производилось техничес­кое обслуживание не только базовой техни­ки, но и техники других управлений гражданской авиации Советского союза и иност­ранных авиакомпаний. И именно в этом коллективе АТБ свой самостоятельный путь в гражданскую авиацию  в 1976 году начал авиатехник Леонид Николаевич Чуро, ныне генеральный директор государственного предприятия «Белаэронавигация».

Из Могилева выполняются внутрисоюзные рейсы, связывающие Могилев с Москвой, Ленинградом, Минском, Киевом, Вильнюсом, Ри­гой, Воронежем, Днепропетровском, Донецком, Краснодаром, Куйбышевом, Минеральными Во­дами, Мурманском, Одессой, Петрозаводском, Ростовом, Симферополем,  Харьковом. В дальнейшем география полетов расширяется еще больше, выполняются вахтовые перевозки нефтяников на север.

Значительно растет объем работ в авиации спецприме­нения, особенно в сельском хозяйстве. Полностью удовлетворяется потребность области в авиационно-химических работах. Кроме того оказывается помощь сельскому хозяйству Украины, Молдавии, Средней Азии, Краснодарского края. В свя­зи с возрастающими объемами работ, увеличивается самолетно-моторный парк. Созданы 2 эскадрильи самолетов Як-40 и 2 эскадрильи самолетов Ан-2. В парке  Як-40 находится 20 воздушных судов, а в парке самолетов АН-2 более 40.  Каждый год в аэропорт прибывают молодые специалисты. В Могилевском  ОАО работают около 1300 человек. В аэропорту ведется активная партийная и комсомольская жизнь. Проводятся спортивные соревнования, туристические слеты, конкурсы профессионального мастерства. В школах комсомольцами авиаколлектива ведется шефская работа, создан вокально-инструментальный ансамбль и т.д

 

1987 год

Командиром ОАО избирается Кривов В.С. Производится капитальный ремонт ИВПП, с увеличением ее длины до 2566 м. Самолеты ЯК-40 в летний период не справляются с возрастающими объемами перевозок. В мае выполняется первая техническая посадка самолета ТУ-134, а уже с середины июня в летний период начинают выполняться регулярные пассажирские рейсы на самоле­тах ТУ-134 на Москву, Сочи и Симферополь. В конце 80-х появляются новые методы хозяйствования и часть самолетов ЯК-40 передается в другие управления гражданской авиации. Экипажи транспортной авиации переучиваются на самолеты АН-24. Предприятие берет в аренду три самолета АН-24, которые имеют большую коммерческую загрузку по сравнению с самолетом ЯК-40, и использует их на самых напряженных направлениях – Москва, Симферополь, Сочи, Самара и на вахтовых перевозках нефтяников на Север не только из Могилева, но и из Калининграда.  

 

1993 год

Предприятие преобразовано в Могилевское авиапредприятие. В начале 90-х годов произошел значительный спад авиационных работ в связи с распадом Со­ветского Союза. Уменьшается количество пассажирских рейсов, становятся не востребованы и авиационно-химические работы. Остаются только эпизодиче­ские чартерные рейсы.  Но они дают авиато­рам лишь слабый шанс оставаться "на плаву".

Происходит массовое сокраще­ние летного, инженерно-технического состава и других категорий авиаработников.

Делаются попытки поднять предприятие с «коленей» - заключаются  контракты работы самолетов ЯК-40 заграницей (не всегда удачные). 2 самолета ЯК-40 направляются на работу на Каморские острова.

 

1995 – 2000годы

В 1995 году создано государственное предприятие «Аэропорт Могилев» (Могилевавиа). На должность  директора предприятия назначается Нехаев В.В.

Аэродром принимает первый самолет ИЛ-76. Получен допуск на прием ВС ИЛ-76 и ТУ-154. На самолетах ТУ-154 и ТУ-134 выполняются чартерные рейсы по доставке на отдых и реабилитацию в страны Западной Европы жителей Могилевской области, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Проводится большая работа по возрождению аэропорта. Аэропорт Могилев получает статус международного аэропорта (Решение Совета Министров Республики Беларусь от 26 июня 1998 года №1010). Заключены контракты на работу самолетов ЯК-40 в Нигерии и Гвинее. В 1999 году директором предприятия «Аэропорт Могилев» (Могилевавиа) назначен Никитин В.М.

 

2000 год

В июле аэропорт Могилев реорганизован в Могилевский филиал РУП «Белаэронавигация». Летный состав перешел в РУП НАК «Белавиа», туда же были переданы оставшиеся самолеты Як-40, а самолеты Ан-2 - колхозу «Бель» Кричевского района.

К этому времени относится и об­разование филиала РУП "Белаэронавигация", начальником которо­го был назначен В.М.Никитин.

С образованием этой новой про­изводственной структуры у работ­ников аэропорта появилась надеж­да на сохранение прежде завоеван­ных ими упорным многолетним трудом достижений. Произведен ремонт здания аэропорта, подтвержден его между­народный статус. Начато обновление парка средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи. В 2002 году морально устаревшие и отработавшие установленный срок эксплуатации приводные радиостанции ПАР-10С заменены на РПА  «Парсек». В 2007 году введен в эксплуатацию автоматический радиопеленгатор АРП-95. Произведен капитальный ремонт и продление срока эксплуатации инструментальной системы посадки СП-80. В 2009 году внедрены азимутальный и дальномерный радиомаяки «VOR-DME». Заменены морально устаревшие средства авиационной воздушной связи. В 2011 году произведена модернизация комплекса коммутации телеграфных сообщений. Для наблюдения за воздушным движением в 2012 году введен в эксплуатацию вторичный радиолокатор RSM 970S, а также комплекс средств автоматизации организации воздушного движения в районе аэродрома. Рабочие места специалистов оборудованы новейшей системой диспетчерской голосовой связи и аварийного оповещения. Искусственная взлетно-посадочная полоса оборудована для захода на посадку по приборам с обоих направлений. С двумя курсами посадки установлено светотехническое оборудование ОМИ типа М-2 и огни визуальной индикации глиссады типа ПАПИ. Авиационная станция метеорологическая оборудована современными приборами для измерения дальности видимости, нижней границы облаков, параметров ветра и других метеорологических характеристик.

Услугами аэропорта в настоящее время пользуются авиакомпании Белоруссии,  России, Украины, Узбекистана и др., а также авиакомпании из стран дальнего зарубежья. Для приема и выпуска иностранных воздушных судов созданы все условия. Организованы таможенный и пограничный контроль, при ведении радиообмена между экипажами иностранных авиакомпаний и диспетчерами УВД нет языковых барьеров, т.к.  все специалисты по управлению воздушным движением допущены к ведению радиосвязи на английском языке и владеют английским языком на уровне не ниже, чем «Рабочий,4» ICAO.

В 2013 году произведена реконструкция взлетно-посадочной полосы и перрона, увеличено число стоянок для самолетов типа ИЛ-76. И сегодня аэропорт продолжает расправлять свои крылья и в этом большая заслуга  всего коллектива аэропорта и его руководителя Никитина В.М. Есть полная уверенность в том, что в историю гражданской авиации Могилевские авиаторы впишут еще много интересных страниц.